Цифровой измеритель остатка топлива и напряжения АКБ для автомобиля (ATMega8 и дисплей от Nokia 1110i)

Усовершенствование датчика топлива на ВАЗ-ах

Не знаю кому как, а мне лично не нравится точность, вернее ее полное отсутствие у автомобильного индикатора топлива. Поэтому, как только появилась у меня машина, решил эту недоработку исправить.

В итоге появился этот индикатор, который умеет следующее:

1. Отображать остаток топлива с точностью до литра, поддерживаемый объем бака выбирается от 30 до 99 литров
2. Отображать напряжение бортовой сети
3. Компенсировать качание поплавка в баке многократными (количество выбирается в меню) замерами и выводом среднеарифметического значения.
4. Менять яркость подсветки в зависимости от освещенности, 2 режима, день/ночь, определяется по включению подсветки приборной панели.
5. Менять режим отображения индикатора обычный/инверсный.

 

Но данный индикатор появился не сразу, поэтому

немного истории…

Первой мыслью было поставить БК (Бортовой Компьютер) , но покупать готовый это не наш выбор, полазив по Интернету нашел схему БК, автор Ветров Ю.А., вобщем понравилось, сделал. Но захотелось немного переделать его под себя, попросил у автора исходники, и занялся изучением программирования МК (Микроконтроллеров). В итоге получилось вот это

Стоит вместо пепельницы)

Усовершенствование датчика топлива на ВАЗ-ах

Хотя речь дальше пойдет и не об этом БК, но одну вещь стоит упомянуть уже тут, ее я переделал еще тогда под первый БК, это датчик топлива в баке.
И так идем дальше, после установки БК остался не удел родной индикатор топлива, и мне пришла мысль сделать в его корпусе нечто типа мини БК, с отображением только топлива и напряжения. Так родилась первая версия индикатора,

но это еще было не мое творение, а совместное с Ветровым Ю.А. поскольку я лишь адаптировал исходную схему и программу под дисплей Nokia 3310, именно на нем и был сделан первый вариант. Но в итоге он мне не понравился, в основном из за дисплея. Только фирменные дисплеи 3310 имеют нормальные контакты, а их найти сейчас довольно сложно, а у левых контакты на стекле напылением, в общем не лучший вариант, да и программу хотелось написать свою.

На этом с предысторией закончено

Пока эксплуатировался первый вариант, разрабатывалась новая программа и подбирался другой дисплей…
И так новая программа готова, дисплей выбран, я остановился на дисплее от Nokia 1110/1200/1110i/1112,

по размеру практически влезает в корпус родного индикатора, нужно лишь чуть подпилить уголки подсветки.

Схема


Детали

Практически все детали использовал SMD, кроме резисторов R1 — используется как опорная часть делителя напряжения, у меня на нем был откалиброван бак еще в первом БК, чтоб не перекалибровывать, так и использую его, R20 — токоограничительный для подсветки, поскольку с подсветкой много экспериментировал, то решил там оставить обычный резистор.

R1 — 1 кОм
R2 — 75 кOм
R3 — 10 кОм подстроечный
R4 — 4,7 кОм
R5, R6, R8-R11 — 10 кОм
R23, R12-R15 — 3,3 кОм
R24, R16-R19 — 1,8 кОм
R20 — 2 кОм * подбирается в зависимости от подсветки
R21 — 240 Ом
R22 — 1 кОм * подбирается и ставится постоянный
C1, C2,C15 — 0,01 мк
C3, C4, C6-C11,C13-C15 — 0,1 мк
C5 — 47 мк
C12 — 4,7 мк
L1 — 100 мГн
DD1- LM7805
DD2 — ATMega8
DD3 — LM317T
VT1 — IRFZ44
LCD1 — Nokia 1110/1200/1110i/1112
Разъем РС10 — на схеме не обозначен, через него подключаются кнопки и выводы для программирования МК

Наверное стоит пояснить зачем стоит такой мощный транзистор на подсветку, ну во первых они у меня есть, а во вторых по такой схеме можно подключать любую подсветку и на любое напряжения +5 или +12, хотя на +12 предпочтительнее, не надо греть стабилизатор 7805 лишней нагрузкой. Сделал такое подключение еще и по той причине, что пока экспериментировал с дисплеем спалил подсветку, но немного извратившись сумел приспособить туда 2 сверхярких 3мм светодиода.
Резистор R22, по схеме он подстроечный, но потом решил что по месту настрою и поставлю постоянный.
Подключается индикатор через родной разъем, используются 4 провода, земля, плюс бортовой сети, подсветка приборной панели (+12в), датчик топлива.

Конструкция

Платы решил сделать две, одна для установки дисплея, вторая основная, платы круглые, по диаметру корпуса 50 мм.
Под разъем индикатора ответной части не нашел поэтому сделал разводку под шлейф, отпаял от него разъем и припаял шлейф прямо на плату с обратной стороны, сам дисплей посадил на двухсторонний скотч.

Основная плата формально двух сторонняя, но обратная сторона вся используется под «землю» с обратной стороны установлены только стабилизаторы и транзистор, остальные детали практически все SMD установлены со стороны дорожек. Отверстия с квадратными площадками «земляные» пропаиваются перемычками, остальные отверстия со стороны «земли» рассверлены.

Две платы между собой соединяются при помощи контактов от какого то давно разобранного разъема. В корпусе платы фиксируются на одном винте, под него на основной плате припаяна втулка с резьбой.

Кнопок как таковых нет, они и нужны то не часто, только при первоначальной настройке и калибровке, поэтому они просто выведены на разъем РС10, который стоит сзади корпуса, его фоток к сожалению нет. Так же на этот разъем выведены сигналы для программирования МК.

Программа

Режимы работы, их два:

1. Рабочий режим

в него он входит после включения питания и отображает остаток топлива и напряжение бортовой сети.

2. Режим установок

в этом режиме производятся первоначальные установки и калибровка бака. Вход в этот режим осуществляется кнопкой Menu

В режиме установок перемещение по пунктам меню вверх/вниз производится кнопками Up/Down
Вход в подменю кнопкой Ок
Кнопка Menu в режиме установок служит для возврата в предыдущее меню.

Емкость

Здесь устанавливаем емкость бака

Калибровка

Здесь производится калибровка бака
Уровень, это ячейки каждого литра, выбирается кнопками Up/Down
Датчик, это то что выдается с датчика в баке в данный момент
В памяти, это то что записано в памяти в ячейке текущего литра

Плавность

Устанавливаемая цифра это количество замеров уровня топлива, затем выводится среднеарифметическое значение.

Яркость день/Яркость ночь

Здесь устанавливаем яркость подсветки соответственно днем и ночью, фактом дня и ночи является включение подсветки приборной панели.

Инверсия

Переключение режима работы дисплея, обычный/инверсный

Во всех пунктах меню для изменения значений используются кнопки Up/Down,
для применения измененных значений необходимо нажать кнопку Ок, на несколько секунд на дисплее появится надпись «Сохранено», чтобы выйти из текущего пункта меню без сохранения нужно нажать кнопку Menu

Настройка

1. Программирование МК, производится внутрисхемно, любым программатором, фьюзы выставляются следующим образом

2. Настройка показаний напряжения. Для настройки подключаем подключаем индикатор к напряжению 12-14 в., подключаем к этому же источнику вольтметр и подстроечным резистором R3 выставляем то же значение что показывает вольтметр.

3. Программная настройка.
Выставляем емкость бака и калибруем его. Калибруем бак следующим образом, начинаем с пустого бака, ставим в меню калибровка значение литров 0 и нажимаем ОК, затем заливаем в бак 1 литр, ставим значение литров на 1 и снова нажимаем ОК и так с каждым литром до полного бака. Процесс конечно небыстрый, но сделать его нужно всего один раз. Если при калибровке еще и записать показания датчика, то при необходимости повторения устройства или при сбое, можно будет занести значения сразу в прошивку и не маяться с калибровкой.
Остальные настройки устанавливаем на свой вкус.
На этом настройка закончена, можно ставить индикатор на место.

Файлы

архив — скачать

50 комментариев

  1. Значит вопрос состоит в следуюшем , собрал вашу схемку , все заработало с первого раза , поставил в авто Ланос СЕНС , пытался откалибровать , но при зааливке топлива в бак покозания датчика колеблятся (тоисть не стоят на месте, нету точных данных, а очень быстро прыгают единиц на 8 в плюсовую и минусовую сторону) , что нужно зделать чтоб это устранить , чтоб показания датчика были стабильные?? в чем может быть проблема???

  2. повесте на вход конденсатор который будет стабилизировать прижки напряжения

  3. На вход датчика топлива???? , если да то на сколько МФ

  4. там и в меню есть настройка плавности! а если конденсатором то попробуй на 10 мкф электролита

  5. Да в меню то есть (да кстати про меню ) это количество замеров на 1 секунду или через сколько секунд он делает замер ???? а про кондер сегодня попробую отпешусь

  6. я не соберал его! там внизу статьи есть источник материала

  7. Значит вот отчет!!!!! , Кандер помог, поставил тантал на 22 мкФ , показания датчика стали стабильными. Но задержка все же барахлит. поставил максимальное значение в меню плавность , и все равно на кочках и поворотах показания литров плавают . Скорее всего это в прошивке!!! , Или все же можно исправить задержку каким нить компонентам?????

  8. можно еще сделать так в разрыв цепи входа резистора последовательно, кондер параллельно. резистор не даст резкого заряда и увеличит время розряда!

  9. snail каким дисплеем пользовались , оригинал или копия и какой модели поставили?

  10. поставил копию от 1110

  11. snail спасибо. С наступившим Новым Годом.
    А у меня с 1112 работать не хочет

  12. попробуй поставить все же от 1110 или 1110i

  13. 5 дисплеев купил: 2 от 1110, 2 от 1110i и 1 от 1112- ни один не включился.
    С фузами там все нормально? В калькуляторе я такой комбинации не нашел.

  14. какой именно кобинации не нашли? Low 0хF4 High 0xDD у Вас так получилось?

  15. Сейчас на работе. Вечером отвечу

  16. постоянно автора забывают выкладывать файл фюзов! его даже не надо в ручную водить! а просто прошил фюзы с файла и все

  17. @SUS чет не понял я твой коментарий.

  18. bidavova у меня так получается Low 0хF4
    High 0xDF

  19. Всем СПАСИБО. Работает

  20. Ура! А я не как не соберу его

  21. Не понял! "Если при калибровке еще и записать показания датчика, то при необходимости повторения устройства или при сбое, можно будет занести значения сразу в прошивку и не маяться с калибровкой."
    Не достаточно будет откалибровать и сохранить EEPROM?

  22. Здравствуте . Подскажите в чем проблема . Собрал эту штуку ,вроде бы заработала , но на дисплее только бензоколонка и аккумулятор большу ничего нет .Ни один из режимов не включается . При подаче напряжения 12В от габаритов подсветка дисплея не работает , при замыкании 7 вывода дисплея на землю подсветка загорается . Как то все не так . Вчем может быть проблема . МК шьется , читается , стирается , шьется без проблем . Фьзы как на картинке.

  23. у смл и дипе корпусах разное количество ног у микросхеме))

  24. По схеме 16 нога МК сидит на плюсе , а на печатке свободна . Подскажите как должно быть

  25. всем здрасти.
    нехочу не кого обидеть но если мои глаза не врут и смозгами все впорядке то выходит что схема и печатка различаются.
    и если я прав подскажите пожалуста, собирать по схеме или по печатной плате?
    зарание спосибо!

  26. а что отличается?

  27. R1 на катушку нестой сторонны, 18 контакт меги идет на +5 и +5 идет на контакт меги 4 и 6 а на печатке идет только на prog miso.
    тоисть контакты (меги8) 18, 4 и 6 соеденены на схеме а на печатной плате не соеденены.

  28. просто у меня нет SMD и переделавыю под обычные (точней под себя уже переделал) но собирать пока не решаюсь.
    боюсь что не заработает.

  29. выводы у дип корпусах микросхем атмега не совпадают с выводами в смд корпусах, обрати внимание что в смд корпусе больше выводов!

  30. это то я знаю. спосибо!
    мега у меня как положено TQFP32 а вот резистры и сонденсаторы обычные

  31. подскажите пожалуста
    КАК УСТАНОВИТЬ fuse? на Khazama AVR Programmer

  32. ну что же. как я понял эти фузы чуш
    я запорол уже 6 мег
    или я делаю что то не так?
    хотя галки ставел как на картинке

  33. есть исходник програмного кода на ассемблере?

  34. кстати,хочу добавить еще один датчик.датчик температуры.реально к это схеме привязать еще датчик температуры?

  35. все впорядке, заработала
    причина была в дисплеи, перепробыаол все LCD1 — Nokia 1110/1200/1110i/1112
    и подошол только один 1110
    причем самое обидное то что его пробывал самым последним

  36. ребят подскажите кто подключал собрал сей девайс но не могу откалибровать показывает только максимум и минимум может кто сможет черкануть рисунок подключения к датчику , буду очень благодарен

  37. Вопрос автору — как можно получить исходник ?
    Есть необходимость переделать под 200л — с градациеей 2л (ЛИБО 1 л ) — по необходимости
    И измерение производить от нестандартного датчика
    НАДО !!!!!

  38. Так что АВТОРА — НЕТУ ??

  39. Ну понятно — автора нет!
    Ну так вот
    собрал сие устройство на ОБЫЧНОЙ MEGA8 — СООТВЕСТВЕННО ИЗМЕНИЛ ПОРТЫ
    Не работает !
    нАЧАЛ с фюзов — зашил и потом проверил в AVR STUDIO — нет такого написала программа
    Вопрос к автору — какие фюзы правильные ?иЛИ ПРОСТО РАЗВОД?
    Ну не работает Ваша прошивка — денег надо ? Сколко ? Я куплю исходник — только рабочий !!!!!!!

  40. источник на материал в конце статти , сайт полный плагиат и все статьи копиарт cool

  41. Григорий Бекян Ответить 30.11.-0001 около 00:00

    Здравствуйте, подскажите как заказать готовый измеритель топлива на дисплее от нокиа? sad

  42. А в ответ тишина.

  43. чем больше тем дольше он будет держать напряжение и тем стабильнее будут показания

  44. сколько стоит такое чудо пожалуйста ответьте !!!

  45. привет всем. подскажите какой датчик нужно у меня ваз 2101 схему собрал а дачик голову ломаю??

  46. Сколько стоит такой чудо-юдо датчик ? и кто может его собрать, у кого можно купить, мне надо на хонду аккорд 1999 года

  47. кто может собрать и продать такой девайс ответьте на почту (Olldin@bigmir.net)

  48. можно ли использовать дисплей от нокиа 1101,загорается только значек бензоколонки и акумулятор

  49. Есть возможность купить такой датчик? У меня крайняя необходимость в установке такого девайса с точной калибровкой топлива в баке.Честно искал по всех китайских провинциях, но именно с цифровой визуализацией что-то не впечатлило.Если такой прибор(неважно что самодельный) кто то реализует,озвучьте цену,и я его заберу.Адрес mercbenc@ukr.net.

  50. Не делайте сие чудо! Я уже задолбался его перепрошивать. Пол года поработает и слетает прога. Опять перепрошиваю. Вообщем гавно.